Примеры моих авторских уроков.

 

Открытое занятие в кружке аранжировки цветов.

Тема: «Конкурс «Зимний букет», категория «Сюрпризная работа»

 

Цель занятия: научить ребят выражать собственные творческие идеи в короткий срок и в заданных условиях.

Задачи занятия:

- сформировать дух соревнования и желание проявить свои таланты у учащихся

- научить ребят на опыте использовать чётко оговоренные материалы в ограниченный срок в своей работе

- поощрить индивидуальность творческих идей учащихся

- ознакомить ребят с системой оценки конкурсных работ в сфере аранжировки цветов.

Техническое оснащение урока:

Классная комната, выставочный зал, устройство для воспроизведения музыки, декоративные материалы.

Важна возможность дистанцировать учащихся друг от друга, чтобы работа была действительно индивидуальной.

План урока:

1. Вступительное слово – информация о сути и условиях конкурса, о системе оценки конкурсных работ.

2. Раздача материала и воспроизведение тематической музыки.

3. Работа учащихся.

4. Вопросы конкурсантам от жюри и подведение итогов конкурса.

5. Заключительное слово.

Описание урока

1. Вступительное слово.

Как вы знаете, конкурс- это возможность показать уровень своего мастерства, увидеть со стороны свои работы и оценить работы других участников. Независимо от того, на каком месте вы оказываетесь в таблице результатов, вы приобретаете опыт: как в технике, так и в художественном воплощении идей. Мы с вами продолжаем конкурс «Зимний букет», и сейчас вас ожидает типичное для флористических конкурсов задание «Сюрпризная работа». Цель этого этапа конкурса для вас – показать уникальность ваших идей. Конечно, можно было бы каждому из вас принести свои материалы и придумать что-то своё. Но часто мастерство флориста в том, чтобы создать что-то конкретное из материалов, выбранных заказчиком, и в сжатый срок. Каждый из вас получит набор материалов, из которых вы сделаете работу на тему «На часах двенадцать без пяти». Материалы у всех будут одинаковые, но использовать их можно по-разному. Режьте, связывайте, клейте, выкладывайте так, как вам захочется. Обязательное условие конкурса – использовать по возможности, весь выданный вам материал, но если вы считаете, что какой-то элемент категорически не подходит под вашу идею – не используйте. Оценивать мы будем художественное воплощение темы, оригинальность идеи, технику исполнения и то, сколько материалов было затрачено. У вас на работу 1 час.

2. Музыкальная тема для вашей работы – «Пять минут». Рекомендую вам достать материалы и продумать идею. Затем приступайте. И, пожалуйста, отключите телефоны, чтобы не мешать друг другу.

По жребию участники получают номера, места. Раздаётся материал.

3. О ходе времени конкурсного задания сообщается каждые 10 -15 минут.

4. Работы располагаются в выставочном зале под соответствующими номерами. Жюри ставит в оценочный лист предварительные оценки. Ребята приглашаются в зал, отвечают на вопросы жюри. При необходимости жюри корректирует оценки. Итоги оглашаются.

5. Делается объявление о следующем этапе конкурса «Зимний букет».

Ожидаемый результат - создание индивидуальных творческих работ, оригинальные идеи использования материалов.

 

 

Игровой урок аранжировки цветов «Первый выход в свет»

 

Это одно из первых занятий курса аранжировки цветов и первая практическая работа. Урок проводится в игровой, развлекательной форме, чтобы заинтересовать школьников работой с цветами и не нагружать большим объёмом теории, «писанины», которая для них часто в тягость. Особенно это важно в первые дни обучения, когда ребята только пришли с каникул и им трудно «переключиться» на серьёзные занятия. Ребята ещё не обладают знаниями по аранжировке, но работа на этом уроке и подготовка к нему позволит им увидеть некоторые возможности работы с цветами и понять, что аранжировка – это соединение воображения и техники.

 

Готовимся мы к этому уроку, посещая цветники города. Я рассказываю, какие растения сажают в нашей местности, а какие цветы у нас в Стрежевом растит сама природа. К занятию «Первый выход в свет» я подготавливаю растительный, декоративный материал, крепёж и инструменты.

 

Урок я начинаю с краткого экскурса в историю балов, сопровождаю это иллюстрациями из книг по истории костюма, из журналов. Занимает экскурс 10 минут. Желательно музыкальное оформление занятия: мелодии, используемые для классических бальных танцев.

 

Считается, что первые балы стали проводить во Франции во второй половине 14 века. Долгое время балы были редкостью, и широкое распространение в Европе получили только при Марии Медичи, наряду с маскарадами. В Россию бальную традицию привнёс сторонник европеизации – Пётр 1. Активный бальный сезон в нашей стране  - с Рождества и до Масленицы, поскольку во время постов такие увеселения запрещались. Проводились и детские балы, где танцевали, в основном, девочки 13-14 лет, то есть будущие невесты. На взрослые балы выезжали дебютантки – девушки, впервые выходящие в свет. Традиционно они наряжались в светлые платья. Из драгоценностей и декора мало, что позволялось незамужним, и потому основным украшением платьев и причёсок дебютанток служили цветы. Часто применялись цветы искусственные: из ткани, бумаги, воска. В настоящее время традицию балов пытаются возродить в разных странах, в том числе и в России. В форме бала проводятся благотворительные мероприятия, проходит чествование дорогих гостей, лауреатов премий. А обычай украшать наряд цветами на выпускной вечер, что распространено за границей – не что иное, как отголоски бальной традиции.

 

Я предлагаю ученикам схематично нарисовать свой бальный образ (девочкам) или бальный образ своей спутницы (мальчикам) для первого выхода в свет. На это даётся минут 10. В образ нужно включить цветы, цветочные аксессуары.  Я присматриваюсь к рисункам, в которых можно уже увидеть, кто сильнее обращается к фантазии, кто хочет выделиться, а кто консервативен.

Далее я рассказываю простейшие технические приёмы создания цветочных аксессуаров: как связать, склеить и так далее. С техникой безопасности ученики ознакомлены на первом занятии, но нужно внимательно наблюдать, чтобы они работали безопасно с незнакомыми им на практике инструментами. Помогаю ребятам выполнять их маленькие проекты. Отчасти ученики сами работают с материалами, размышляют, как их можно применить, какую форму придать, как закрепить, а отчасти я рассказываю, что и как можно сделать.

Наблюдая за работой ребят, я могу спрогнозировать, каким будет стиль каждого ученика в первое время. Кроме того, можно отметить психологические и технические особенности работы ребят. Возможно, кому-то трудно работать без примера. Возможно, одни любят советоваться и сами давать советы, а другие предпочитаю работать, руководствуясь только своими мыслями. Одни будут хвататься за несколько дел сразу, а другие – кропотливо прорабатывать какую-то конкретную деталь. В будущем я смогу учесть эти особенности.

Практическая часть занимает 25 минут. По окончании работы я демонстрирую учащимся фотографии, сделанные в разные годы: снимки моих кружковцев в цветочных костюмах, с цветочными аксессуарами, а также профессиональные работы наших выпускников, тем самым показывая, что в дальнейшем и новички будут совершенствовать свою технику.

 

Урок позволяет достичь следующих целей:

 

- заинтересовать детей работой с цветами, в развлекательной форме подавая знания

 

- по возможности предположить, кто имеет явные задатки, а кому нужна помощь

 

- закрепить интерес к выбранному курсу через демонстрацию потенциальных достижений.

 

Природные материалы в интерьерах квартир

 

Цель урока – научить детей азам оформления квартиры природными материалами.

Задачи:

1) ознакомление с правилами цветового сочетания, понятиями формы, фактуры, пропорции.

2) ознакомление с разнообразием природных материалов, применяемых для декорирования квартиры.

3) описание основных принципов создания композиции из сухоцветов.

Тип занятия – практическая работа.

Оборудование, материалы – сухоцветы и другие природные материалы, основы для композиций, ножницы, проволока, клеевые пистолеты, иллюстративный материал.

 

Ход занятия.

1. Понятие интерьера. Интерьер (с фр.яз. – внутренний) – зрительно ограниченная искусственно созданная среда, обеспечивающая условия жизнедеятельности, удовлетворение духовных и физических потребностей человека.

Виды интерьеров по назначению: жилые, административные, производственные.

Специфика оформления жилого помещения.

2. Связь интерьера с природой через флористический декор. Ассортимент природных материалов для оформления квартиры.

3. Основные композиционные принципы: цвет и сочетание оттенков, форма, пропорции, фактура материалов. Иллюстрации интерьеров.

4. Выбор материалов на заданную тему и работа над созданием композиций. (1 час).

5. Обсуждение работ, подведение итогов(основные выводы по интерьерной флористике), уборка рабочих мест.

 

 

Пример сократовской беседы на уроке аранжировки цветов

 

Сократовский метод – ведение диалога в форме спора, позволяющего из частных признаков и противоречий через обобщение получить истину. В контексте образования это беседа, провоцирующая размышления у аудитории. Особенно эффективно применение сократовского метода в подростковой среде, поскольку подростки между собой используют диалог- спор.

Рассмотрим пример. Цель: выявить правила составления букетов для награждения победителей олимпийских игр. Способ достижения: разбиваем правила на вопросы, которые задаём учащимся, позволяем отвечать, так как им захочется. Напрямую ничего не исправляя и не разъясняя, наводящими вопросами приводим аудиторию к обобщению знаний и выявлению верных ответов.

Учитель: Мы с вами изучаем аранжировку цветов, и знаем, что цветы можно дарить по самым разным поводам. Вы уже знаете, как и из чего можно собрать букет. А теперь представьте себе награждение победителей Олимпиады. Кроме медалей, им всегда вручают букеты. Какие цветы понравились бы вам?

Ученики отвечают по-разному, например, "розы"

Учитель: призёров много. Возможно, Среди них есть аллергики.

Ученики: значит, нельзя использовать то, что чаще вызывает аллергию.

Учитель: вы помните, что среди призёров есть и мужчины, и женщины. Какие цвета будет разумно использовать?

Ученики: нейтральные. Не должно быть много розового или, наоборот, синего. Можно взять по больше белого, зелёного.

Учитель: Олимпиада – самое почётное соревнование, самое значительное в карьере. Какого размера и какой формы может быть букет для победителя?

Ученики, скорее всего, ответят: “большой, круглый, высокий, пышный.”

Учитель: представьте - на пьедестале стоят победители. Их снимает множество камер, фотографы со всех сторон просят их поприветствовать свою страну в объективы. И вот медалисты приподнимают свои медали и машут букетами. Как вы думаете теперь, какого размера и формы должны быть букеты?

Ученики: небольшие, компактные, аккуратной формы, чтобы ничего не болталось, никого не задевало и не закрывало лица.

Учитель: да, вы правы. А ещё вы знаете, как важно, чтобы цветы вписывались в общий образ, в тематику события. Если мы делаем букет для свадьбы в сельском стиле, мы ведь не поставим в него антуриум, так? А какая тема, кроме спорта, всегда есть в Олимпиаде? Где устраивается Олимпиада?

Ученики: в разных странах. И можно использовать символы страны: цвета флага, например. Всё, чем эта страна гордится, отличается.

Учитель: Олимпиада 2014 будет в России. Теперь вы можете поразмышлять, каким может быть олимпийский букет в Сочи. Цвет, размер, форма, символ страны.